
Турция окончательно отказалась от «Мира»: президент Эрдоган заявил, что страна ищет альтернативу российской платёжной системе. Ранее отказ от проведения платежей через Национальную систему платёжных карт инициировали крупнейшие банки Denizbank и Iş Bankasi. Теперь же сотрудничество с НСПК закрыто на самом высоком уровне.
Карты «Мир» были единственным удобным способом оплаты товаров и услуг в Турции для Россиян. Прогноз по турпотоку в 2022 году до начала мобилизации превосходил показатели прошлого года: 4,7 млн туристов против 4,3 млн. Плюс ещё есть эмигранты из России, которые уехали на длительный срок. Но ещё важнее – возможность оплаты товаров, особенно тех, что поступают через Турцию в обход санкций.
Беларусь утвердила список из 250 товарных позиций (и каждая позиция насчитывает несколько наименований), запрещенных к транзиту из Европы в Россию, а Казахстан закрывает проезд для российских грузовиков и также прекратил работу «Мира» ради соблюдения антироссийских санкций. Фактически осталось два пока ещё работающих канала параллельного импорта: Грузия и Турция. За первое полугодие 2022 года товарооборот с Турцией составил $50 млрд, что в теории даёт надежду на достижение планки в $100 млрд, о которой Путин с Эрдоганом договаривались ещё в 2018 году. Но поставки из Турции в Россию не отличаются стабильностью. В июне был достигнут пик в $790 млн, а в июле сократился до $731 млн (на 75% больше аналогичного показателя 2021 года).
Полный запрет на сотрудничество с НСПК может подкосить и этот показатель, вернув его к прошлогоднему уровню в $417 млн. А создание альтернативы – дело не одного месяца и, скорее всего, не одного года. К тому же сотрудничество Турции с США по исключению вторичных санкций автоматически приводит к отказу от работы и с новой альтернативой. Теперь Грузия должна стать следующей страной, перекрывающей поток параллельного импорта.