
1. Конфликт между старым руководством МХАТ им. Горького и новым вышел на очередной виток, в котором все бледнее выглядит отстранившийся Минкульт. Татьяна Доронина, замененная Эдуардом Бояковым, а позже триумфально вернувшаяся, написала письмо Владимиру Путину с просьбой вмешаться и «изгнать торгашей из театра». Пресс-служба «торгашей» сначала потеряла дар речи, а затем, собравшись с мыслями, объявила 87-летнюю Доронину жертвой чужих манипуляций. Как бы то ни было, люди не слепые, и происходящие с театром процессы у большинства ценителей восторгов не вызывают.
После хайпового перформанса Ольги Бузовой на сцене МХАТ новости о возможном участии в постановке «Хлорофилия» пародиста Максима Галкина не удивляют, а просто злят. Огрызаясь, новое руководство театра не может уяснить одного - в погоне за дешевым хайпом оно сломало практически все сакральные скрепы, выстраиваемые не один десяток лет. Вплотную приближая высокое театральное искусство к условному «Дому-2» и правда можно получить щепотку популярности и чуть-чуть денег - но также и войти в историю как Нерон, спаливший вверенный ему Рим дотла.
2. Достойным продолжателем современных театральных традиций выступил и Константин Богомолов. Роль Любови Раневской в его постановке «Вишневого сада» исполнит Наталья Максимова - светская львица и трансгендер, в свое время поразившая своим каминг-аутом тусовку «Татлера». Актерского образования, как и прочих ранее необходимых для театра вещей, у Максимовой замечено не было - но сейчас это и не нужно. Подмена содержания формой становится тревожным символом театральных перемен, и звать эпатажных, но пустых селебрити на подмостки стало модным. В этих условиях конфликт классики и постмодерна неизбежен, и в России, где театру отводится верховное место в культурном пантеоне, не будет победителей не будет - зато жертвы будут точно.
3. Не чурается игрового искусства и руководитель столичного Депкульта Александр Кибовский. Последние недели чиновник променял уютный кабинет на съемочные павильоны «Мосфильма», где вместе с Сергеем Безруковым играет в картине «Нюрнберг». Между тем, его внимание сейчас пригодилось бы совсем в других местах, по прямому профилю. Фильм с немалым бюджетом (было заявлено 400 млн рублей) снимается как государственный проект, и надеемся что все средства пойдут по назначению - например, на усиление техники безопасности, просто чтобы на съемках не погибали люди. Гонорар же Кибовского, с учетом отлынивания от основных обязанностей, было бы честно пустить на благотворительные цели - иначе ситуация была бы, мягко говоря, неприглядная.
4. РОСИЗО, как и было нами предсказано, обрело нового директора. Руководить художественным подведом Минкульта будет театральный продюсер Ольга Галактионова, по слухам, знающая толк в визуальном искусстве и сохранившая за годы работы незапятнанную репутацию профессионала. Прежний директор ведомства Татьяна Волосатова останется советником Зельфиры Трегуловой и будет развивать проекты Третьяковской галереи в Калининграде.
Надеемся, РОСИЗО сможет преодолеть некий застой и еще покажет себя яркими и громкими проектами - в последние годы их было до обидного мало.
5. Страсти по Александру Невскому не утихают - вероятно, в скором будущем нас ждет эпохальное и масштабное кинополотно о жизни князя. Митрополит Тихон выступил с соответствующим предложением к Минкульту и, скорее всего, его инициативу одобрят - и это хорошо. Другое дело, что фильм нужно наделить верными смыслами еще на этапе подготовки. Без должного контроля все быстро скатится в пошлую клюкву, как это не раз уже бывало с поддержанными государством историческими картинами. В случае с Невским, чей образ взят за этический эталон и все отчетливее проступает в наших реалиях, подобные вещи просто недопустимы. Плохо снятый фильм может пустить под откос все усилия идеологической машины, поэтому в первую очередь пожелаем создателям хорошего сценариста, а уж вслед за этим - режиссера.