
Вопрос о том, должен ли Владимир Путин возглавить партсписок «Единой России» на предстоящих выборах в Госдуму, возникает не впервые. Раньше это происходило, когда у кремлевского политменеджмента возникали затруднения при определении общей архитектуры думской кампании. Теперь же дело в том, что именно Путин должен разрешить непримиримые противоречия, возникшие среди элит, контролирующих «Единую Россию».
Парадокс ситуации в том, что ни один из участников широко обсуждаемой в последнее время первой тройки ЕР Мишустин-Медведев-Турчак не хочет брать на себя ответственность за результат «Единой России» на выборах. Причины этого вполне понятны.
Премьер Мишустин достаточно умён для того, чтобы понимать, что его высокий рейтинг — это категория скорее из области социологических абстракций. 37% россиян, затрудняющихся хотя бы как-то оценить работу Мишустина на посту премьера в последнем опросе ФОМ, по всем социологическим канонам означают, что общественное мнение по этому поводу не сформировано.
Дмитрию Медведеву тепло и лампово живётся в должности зампреда Совбеза РФ — и он слишком опытный политик, чтобы покидать этот прозорливо избранный им год назад политический «окоп» до того момента, как Владимир Путин определится со своим преемником.
Наконец, Андрей Турчак — человек непубличный и он сознательно сторонится публичной политики. Ему выход в открытую кампанию не нужен тем более, что он был поставлен во главе Генсовета ЕР как держатель «золотой акции» в этой партии в интересах Владимира Путина.
Итак, выдвижение Путина во главу партсписка ЕР решает все проблемы остро конфликтующих меж собою за контроль над «Единой Россией» элит и делает президента заложником результата партии власти на выборах в Госдуму.
Персонализация предвыборной кампании «Единой России» в Путине неизбежно приведёт к радикализации атак на партию со стороны ее оппонентов. В результате чего значительно увеличат свои шансы КПРФ и ЛДПР. Да и борьба за четвёртое, «входное» место в Госдуму между «Справедливой Россией» и «новыми малыми» будет происходить в борьбе за избирателя «Единой России», разочаровавшегося в ее лидере.
Более того. Активный прессинг избирателя Путиным вызовет у людей дополнительное раздражение в адрес власти. Это раздражение может быть использовано несистемной оппозицией для вывода людей на улицы. И это будет сделать уже значительно проще, чем сейчас, так как ко времени выборов несистемный протест может стать социально одобряемым. По данным ФОМ, с конца прошлого года с 15 до 21% выросло число тех, кто затрудняется определить, много или мало выйдет людей на митинги в ближайшее время. Таким образом, по итогам всего двух крупных акций несистемного протеста уже формируется «спираль молчания», которая является предвестником тектонических перемен в общественном сознании.
Поэтому Владимир Путин партсписок «Единой России» на выборах вряд ли возглавит. За голоса избирателей и будущее партии должны бороться те, кто в ней состоит.