
Судя по сводкам из восточных регионов, властям удалось снизить публичный градус протеста, законсервировав ситуацию до следующего повода. При этом сам протест никуда не делся, только лишь переместился с улиц на кухни, а цена, заплаченная властью за создание видимости стабилизации, оказалась гораздо выше, чем раньше. Очевидно, что ситуация в этом январе так серьезно разогрелась и накренилась, что пришлось идти на крайние и даже понятийные меры, уже не заботясь даже о формальном соблюдении закона. Проблема, таким образом, отнюдь не решена, а всего лишь временно купирована, поэтому самым острым вопросом в повестке становится дальнейший политический курс, поскольку от него зависит уже не только экономика, но и устойчивость всей системы.
Коллега The Гращенков справедливо говорит о необходимости для России «партии нормализации», потому что действующая модель во многом исчерпала ресурсы и уже не может обеспечить не то что развития и движения, но и вообще уберечь страну от дальнейшего падения. Конечно, дракон трехглав, а потому еще имеется потенциал воздействия на создавшееся положение с попытками выровнять опасный крен. Возможно, именно на такой сценарий и будет сделана ставка на краткосрочную перспективу в надежде на то, что впоследствии поможет фарт и внешняя конъюнктура. Переход же к «партии нормализации» означал бы работу над ошибками и их признание, что для власти сегодня точно неприемлемо ни в каком виде. В последнее время расхожим стало выражение про людей как новую нефть, но обстановка быстро скатывается к тому, что люди могут стать и вообще новыми дровами, которые идут в топку выживания системы.
Конечно, государство вынуждено сохранять видимость социальной политики – тем более сейчас, когда встал вопрос наполнения внутренней повестки хоть каким-то позитивом. Но по сути конструкция споткнулась и потеряла ориентацию, а планы и проекты по преодолению кризиса, которые и в прошлом году выглядели неубедительно и скомкано, сейчас и вовсе представляются совсем оторванными от реалий. У власти есть несколько недель до заявленного Послания президента Федеральному собранию. Но если в Послании не прозвучит то, что хотя бы в малой степени могло бы внушить стране надежду, то противоречия будут обостряться, стагнация продолжится и будет нарастать как снежный ком.